Система работы с родителями
Беликова Елена Николаевна,
классный руководитель 5 А класса
В настоящее время система воспитания подрастающего поколения находится в состоянии кризиса, причинами которого являются
· размытость социально-нравственных ориентиров;
· разрушение традиционных ориентиров;
· сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения;
· разобщённость поколений.
Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество («Мы жили не так»).
Молодое поколение родителей самоустраняется от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка в силу разных причин («Мы заняты, нам некогда»).
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и возникают конфликты.
В связи с выше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей.
Педагогами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями школьников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов.
Ведущая идея системы работы классного руководителя с родителями – установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Исходя из выше сказанного, определяются цели, задачи, организационно-педагогические основы системы работы с родителями.
Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел педагогов, родителей и детей.
Задачи:
· Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
· Организация совместных дел.
· Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Формы работы с родителями:
- Изучение семей обучающихся.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
- Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом.
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам и воспитанию.
Задача любого классного руководителя – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, где родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.